Проблема импорта для экономики РФ носит специфический характер, но не стоит делать выводы на основе общих цифр. Такое мнение высказал в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доктор экономических наук, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
Проблема импорта преувеличена
Депутат Законодательного собрания Северной столицы Александр Бельский сделал заявление о том, что зависимость петербургской экономики от товаров недружественных стран составляет 29%, но речь в основном идет о совместных предприятиях и филиалах западных фирм.
В РФ и Санкт-Петербурге с Ленинградской областью было локализовано множество производств западных концернов, которые собирали в РФ свои типовые модели, где использовалось много привозных компонентов.
Перед нами обычная практика для любой страны мира – международные корпорации разбрасывают производство по всем странам, которые создают для них спрос. Точно так же компоненты, созданные в РФ, уходили в их европейские представительства.
Европейские компании, ушедшие из РФ, значительно пострадают по итогам 2022 года.
Объем выпуска российская экономика быстро восстановит, а главным моментом являются не компоненты, а технологии. В РФ остаются японцы и представители Южной Кореи, усилят свою роль китайские поставщики, а остальное мы восполним сами.
Работать над этим нужно было раньше
«Величина импорта в треть от общего объема комплектующих является высокой. Во многом из-за этого в России возникло требование о локализации производства на тех предприятиях, которые связаны с иностранными инвесторами», – заключает Климанов.
В других российских регионах процент импортных комплектующих ниже. Впрочем, отметим, что серьезного хай-тека западные фирмы в Северной столице никогда не производили.
«При множестве предприятий, ориентированных на внутренний рынок, наличие столь большого объема иностранных комплектующих и материалов кажется большой и значимой величиной», – констатирует Климанов.
Проблему нужно было решать раньше: курс на импортозамещение в РФ провозгласили в 2014 году, и по большинству отраслей были достигнуты успехи.
РФ в сжатые сроки может локализовать производство автомобилей, бытовой техники и других товаров широкого потребления, но из-за отсутствия технологий имеет трудности с шельфовой добычей нефти и газа и строительством крупнотоннажных СПГ-заводов.
«Вопрос здесь состоит не в прямой замене поставок из недружественных стран или оплате импорта из альтернативных источников, а в месте высокотехнологичной продукции в цепочках создания конечного продукта. Особенностью контрагентов, входящих в список дружественных стран, является то, что они не могут закрыть высокотехнологичные компоненты современного российского импорта», – констатирует профессор, доктор экономических наук Валерий Масленников.
По словам эксперта, Китай не заменит технологическую линейку ЕС, но остается надежда на Южную Корею, что она не прекратит с нами сотрудничество по товарам широкого потребления.
«Есть неизбежный риск временного снижения технологического уровня. Аналогичная история с российским импортозамещением – он в первые год-два может не соответствовать стандартам производства западных государств», – заключает Масленников.
В Петербурге задумались о промышленности
Если же говорить о проблеме импортозамещения в Санкт-Петербурге, то при разборе ситуации оказывается, что проблема не в экономике РФ и ее зависимости от импортных компонентов.
Показателен вопрос с площадью для новых промышленных предприятий, которые нужны России для замещения компонентной базы из западных стран.
После того как председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал документ о предоставлении без торгов под производство продукции площадей, нужных для решения задач импортозамещения, в Смольном сразу заявили об активизации работы.
Только разговор об этом шел в Санкт-Петербурге не один год, но постоянно тормозился из-за того, что большая часть площадок в регионе выделялась под жилищное строительство, которое превратилось в общегородскую проблему.
По всему городу строятся огромные жилые кварталы, которые не обеспечены транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой, но это хороший бизнес, поэтому до февраля 2022 года тему промышленности никто не затрагивал.
Есть и такой момент: территории советских заводов и промзон активно застраиваются новыми жилыми комплексами. Это привело к тому, что наладить производство на старых точках больше нельзя.
Вопрос упирается в это обстоятельство, а не в импортозамещение.
Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru